Ольга Краева: Здравствуй, товарищ!
Всего несколько человек в нашей стране были удостоены звания «Почетный радист России». Первым его получил легендарный Юрий Левитан, одной из последних — журналист радиостанции «Юность» Ольга Краева. Многие годы она незримо входила в наши дома с еженедельной программой «Здравствуй, товарищ!» - и в них становилось светлее, поэтичнее, музыкальнее...
Заручившись благосклонным разрешением, я нанесла ответный визит.
Пропуск в эфир –Молодость
В трудовой книжке Ольги Краевой только две записи. В самом начале журналистского пути она перекочевала из молодежной газеты Свердловска-Екатеринбурга в Москву, на радиостанцию «Юность», где и задержалась на 36 лет.
Что же было? Что стало?
Чем сердце успокоилось (и успокоилось ли)?.. В круге этих вопросов протекала наша беседа.
- На февраль 2006-го пришлось 50-летие ХХ съезда КПСС, давшего старт хрущевской «оттепели». Она отозвалась глубокими переменами в общественном сознании, массовым освобождением и реабилитацией миллионов безвинно репрессированных в 30-50-е годы. «Юность» стала одновременно следствием и голосом эпохи обновления.
Какими были первые шаги радиостанции?
- Позывные «Юности» - музыкальная фраза из «Песни о тревожной молодости» Александры Пахмутовой - впервые прозвучали в эфире в октябре 1962 года. Я же пришла сюда работать шесть лет спустя, так что о самом начале знаю исключительно из редакционного фольклора. Эту первую в стране ежедневную радиопрограмму для молодежи с огромным желанием и творческим горением создавали замечательные журналисты. Среди них Юрий Визбор, Борис Вахнюк, Максим Кусургашев, Ада Якушева - что ни имя, то Личность. Перед ними стояла задача не из легких, ибо высшее комсомольское начальство желало видеть радиостанцию, с одной стороны, «школой коммунизма», а с другой - доверительным собеседником юношества - попробуй-ка, соедини несоединимое! Выкручивались как могли, чередуя «Jlенинские уроки» и прочий неизбежный официоз с живыми, по-настоящему интересными слушателям материалами.
- Как складывались отношения с цензурой - без нее ведь и в хрущевские, а тем более брежневские времена было ни вздохнуть, ни охнуть?
- Не то слово! Все подготовленные к эфиру передачи предварительно поступали на визу в отдел цензуры, Главлит. А уж там искали крамолу едва ли не в каждой запятой, борьба «за идейную чистоту эфира» шла нешуточная. В ответ журналисты как могли изворачивались - пропуском в эфир зачастую была наша молодость, фантазия, юмор. Использовали, к примеру, так называемый паровоз: поставим в начале программы горячий отклик на очередное награждение генсека, а следом «прицепим» берущий за живое сюжет; пустим ура-патриотическую песню, а под ее прикрытием - полузапрещенную, бардовскую...
- И срабатывало?
- Бывало, хотя, конечно, не всегда и не бесследно — цензоры тоже не лыком шиты. Нередко мы получали от руководства нагоняи «за утерю классовой бдительности», «за дешевые заигрывания с несознательной частью молодежи». Визбор, исполнивший в эфире свою песенку «Зато мы делаем ракеты», в наказание был лишен зарубежной командировки...
Но все эти мелкие неприятности меркли на фоне небывалой популярности радиостанции. На её волнах звучали голоса Андрея Миронова, Олега Даля, Муслима Магомаева, Жанны Бичевской, Майи Кристалинской, других деятелей культуры. Выездные бригады «Юности» колесили по стране, подпитываясь интересами, проблемами молодежи. Кроме журналистов в такие поездки отправлялись известные поэты, певцы, композиторы (Роберт Рождественский, Оскар Фельцман, Ян Френкель, Евгений Птичкин, Александр Колкер, Мария Пахоменко, Эдита Пьеха и многие другие), встречи со слушателями выливались в грандиозные праздники искусства. На БАМе, в городе Чаре, даже появилась улица Радиостанции «Юность»! О том, что мы сумели завоевать доверие нашей аудитории, свидетельствовала и обильная почта редакции. Письма мешками приходили со всех концов страны.
- Письма слушателей как раз и лежали в основе передачи «Здравствуй, товарищ!», одной из авторов которой были вы, Олыга...
- Совершенно верно. Идея этой еженедельной субботней программы принадлежала журналисту и барду Борису Вахнюку. Он задумал ее как площадку для авторов самодеятельной песни, которых, откликаясь на просьбы слушателей, приглашал в эфир. Позже передачу по очереди готовили мы с Адой Якушевой: неделю - она, другую - я. Знакомили слушателей с новостями культуры, музыкальной жизни и, конечно, приглашали к микрофону гостей - поэтов, актеров, космонавтов. Среди них были, например, Андрей Вознесенский, Юрий Гагарин, Александра Пахмутова, Николай Добронравов...
Список получился бы нескончаемый! Многие нынешние знаменитости дебютировали в эфире именно у нас. 18-летней девочкой - рыжие косички, спина в веснушках - пришла Алла Пугачева с песней «Робот» (будущая прима даже ездила с нами на картошку!), 16-летним - Филипп Киркоров. Я уж не говорю о том, что мы первыми пустили в эфир записи «Битлз», других закордонных поп-групп. И, разумеется, всегда давали зеленую улицу бардам. Благодарные слушатели заваливали нас письмами и лили бальзам на душу: программу «Здравствуй, товарищ!» часто сравнивали с глотком свежего воздуха...
- А как вам работалось в перестрстроичные и последующие годы?
- С удовольствием, как и прежде! «Юность» первой из радиостанций страны перешла на прямой эфир, и я чувствовала себя в нем как рыба в воде. По восемь часов в день вела программу – принимала гостей, общалась со слушателями – и это обожала. Даже цвет лица улучшался! Могла бы работать и дальше, но… всему свое время. В мае 2005-го я ушла. Мы с Натальей Киселевой оставались в редакции последними из поколения журналистов, при ком «Юность» брала разбег. А поскольку к себе относимся критично, трезво, пришли к выводу: пора, мой друг, пора! Тихонько закрыли за собой дверь.
- Наверное, непросто было на это решиться?
- Самое трудное - расставаться с молодостью... Но, верьте или нет, уходили мы с миром в душе. Пришли вполне достойные ребята - раскованные, щебечущие на свой лад, понятия не имеющие о цензуре, как внешней, так и внутренней. Мы со своим багажом чувствовали себя прямо-таки «черепахами
Тортилами»... Нет, наступило их время!
- А вам не кажется, что «внутренний цензор» журналисту все-таки необходим? Хотя бы для того, чтобы похвальная раскованность не переходила в сомнительную отвязность?
- Понимаю, о чем вы, и смотрю на вещи примерно так же. Но при всех издержках нынешних молодежных СМИ мне нравится, что открыты все шлюзы, что молодые журналисты воспитаны в ощущении свободы слова как основного условия профессиональной деятельности. Мы были напрочь этого лишены, а в чем, как не в этом, суть профессии? Я искренне радуюсь за всех, кто сегодня работает на любимой радио- станции, - замечательных, талантливых, свободных.
Кстати, мы в прекрасных отношениях. Звонишь - девчонки рады, кричат: «Когда придете?!»
Приходим и еще не раз придем в гости...
Но «Юность» должна принадлежать молодым!
СЫГРАЕМ «В БУТЫЛОЧКУ»?
В этом доме не держат диет, хрусталей и камней за пазухой.
Вместо первого - рассредоточенные по вазочкам вкусности на«аэродромном» столе. Вместо второго - дерево, керамика, стекло, в том числе в авторском исполнении хозяев. Вместо третьего - открытость доверительному общению, в чем вы, полагаю, успели убедиться.
Здесь никогда не закрывают крышку пианино, ведь Ольга Краева неизменно начинает день с любимых песен - «На Муромской дорожке», «Услышь меня, хорошая», «А где мне взять такую песню...». Здесь в облике лабрадорши Альфы и кота Васи живет природа, а в лице мужа героини, заслуженного артиста России Евгения Супонева, - искусство (сцены и стихосложения, гостеприимства и кулинарии!). Представлено также народное творчество занимающими полстены резными ковшами и блюдами, сработанными отцом Ольги, горным инженером по профессии и художником по нутру, к сожалению, уже ушедшим. Живописью хозяйки дома. Ее же декоративными бутылками.
Будь ты хоть на трижды заслуженном отдыхе, творческое начало, Богом данное, не задушишь, не убьешь! И Ольга успешно реализует его в карикатурном лубке (соседи по деревне, где новоиспеченная художница живет летом, с радостью узнают в пасторальных сценах самих себя); в росписи обычных бутылок, которые ей тащат со всей деревенской округи, поставляют друзья и знакомые. Персонажи, изображенные на крутобоких стеклянных сосудах, все больше из русских сказок, истории, быта - Марфа Посадница, Николай II, поручик Ржевский... Особо ценная, трехгорлая, бутылочка превращена в статных «Славянок», двугорлая (бывший ликер «Шеридан») - в думного дьяка и попадью. Есть в этой портретно-бутылочной галерее и заморские красавицы - от скромной Золушки до несравненной Монтсеррат Кабалье. И даже Ольгина подруга- певица Наталья Борискова.
- Технология росписи позволяет потом мыть бутылки, использовать как вазы для цветов, - с законной гордостью объясняет автор. - Я их и друзьям дарю, и на аукционы в Обществе экскурсоводов Москвы трижды выставляла.
«Ушедшие» даже жалко немножко - такое удовольствие их расписывать, а потом радоваться результату! Изобразительное творчество и впрямь захватывает – по себе знаю. Но и родимой журналистике моя героиня
остается верна, уже в качестве публициста. СВОБОДНОГО! Ее материалы, посвященные музыке и музы кантам, проблемам эстрады и русской песни, появляются в журналах «Работница», «Русский дом», «Государственная служба», в «Парламентской газете»...
Не изменяют ей и ее коллегам по ранней «Юности» и спасительный юмор, веселость, самоирония. Недавно собрались вчетвером — Ольга Краева, Наталья Киселева, Александра Музыря, Алла Зубкова - и на сцене ЦДРИ отметили 44-ю годовщину радиостанции ностальгическим вечером с рискованным названием «Старые клячи «Юности». Яблоку негде было упасть!
Остается констатировать: умение посмеяться над собой - верный признак душевного благополучия и вечной молодости.
«Юность», как ей и положено, принадлежит молодым!
В гостях побывала
Елена АГАIIIИНА
На выдумки хитра
В 2002 году, к 40-летию радиостанции «Юность», вышла в свет книга «2х2, или 40 счастливых лет». Авторы - журналисты Наталья Киселева и Максим Кусургашев (смерть, увы, помешала ему взять книгy в руки) - в лицах и фактах, цифрах и хохмах представили славную историю первого в нашей стране сугубо молодежного радио. Надеемся, забавная история из этой книжки (в нашем, слегка вольном, пересказе) дополнит впечатление от встречи с Ольгой Краевой на страницах «ЮГ».
Когда под рукой первосортные продукты (интересные пленки, остросюжетные ситуации, яркие герои), «сервировать стол», то есть готовить программу, - одно удовольствие. Но ведь не каждый день праздник. Бывает, кинешься стряпать, а в доме хоть шаром покати. Эфир же, известно, голода не переносит... Тут-то на выручку приходит смекалка. А по этой части Ольга всегда блистала!
Однажды (в студеную зимнюю пору) колдовала она на собственной кухне над очередной программой «Здравствуй, товарищ!». Все шло как по маслу. Письмо к письму. Слово к слову. Но не было главного - репортажа о сегодняшнем дне. Она задумалась. 0 чем бы поведать миру? Хорошо бы, о высоких надоях, низких ценах, каком-нибудь достижении. Но на нет и суда нет. А за окном валит снег, за стеной муж Евгений кушает чай с мармеладом, у ног его мирно похрюкивает любимая собака Альфа Евгеньевна... Решение пришло мгновенно. Зима? Крестьянин торжествует!!! Ольга схватила магнитофон и широко распахнула балконную дверь...
- Женька, - проинструктировала она спутника жизни, - сегодня ты у нас молодой спортсмен из колхоза «Рассвет». Дистанция пять тысяч метров. Ты уже одолел три!
Супруг выскочил на балкон, сделал два кружочка по свежему снегу и тяжело задышал в микрофон: «Здравствуй, товарищ!..» Он давно привык к подобным импровизациям. Профессиональный актер, Евгений уже побывал в эфире «Юности» в роли сталевара, дублера космонавта, сельского учителя, лошади, свистящего милиционера. Все без исключения роли получались у него блестяще! Вот и теперь интервью вышло что надо: о роли спорта в жизни молодежи села, о помощи шефов ближайшей танковой дивизии, о красоте, которая наконец спасет мир. Чириканье одинокого воробья и радостное повизгивание Альфы Евгеньевны сделали Ольгину «домашнюю заготовку» сверхубедительной!
На снимке: Ада Якушева (слева) и Ольга Краева читают письма радио- слушателей.